20 лет спустя...
До конца 2001 года все здания и сооружения на территории шахты были разрушены и сегодня там плачевное зрелище. Также были проведены необходимые работы по изоляции горных выработок, имеющих выход на поверхность. Надо отметить, что все работы были выполнены качественно и сегодня в городе Кременная нет последствий ликвидации шахты в чисто экологическом плане.
Но, спустя 20 лет, необходимо вспомнить, что же всё таки произошло? Почему закрыли шахту «Кременная»?
Поэтому, начнём с истории…
Шахта «Кременная», которая начала работать в 1953 году, не особо блистала показателями. Менялись директора, каждые 1-2 года.Добыча составляла не более 1000 тонн.
Но в 1968 году шахту «Кременная» соединяют с шахтой «Кременная-Западная» и директором назначают бывшего директора «Кременной-Западной» Пантелея Степановича Полтарацкого. С этого момента шахта устойчиво начинает давать 1500 тонн угля в сутки.
П.С.Полтарацкий проработал директором шахты порядка 7 лет. Затем ушёл на пенсию в связи с возрастом и долгое время работал старшим инженером по управленческим кадрам.
А после Полтарацкого началась лихорадка: один директор готовил лавы, следующий их забирал.
Так проработали и внесли свой вклад в развитие шахты «Кременная» С.А.Михайлов, В.А.Шаповалов, В.Г.Черевань, В.С.Крылов, А.Г.Шабрацкий.
А в 1981 году директором шахты «Кременная» был назначен А.С.Бородин.
Перед этим, на шахту прибыл новый главный инженер Ю.Г.Матвеев, который на шахте имени Капустина 5 лет возглавлял добычной участок.
Началось интенсивное внедрение новой угледобывающей техники. Хотя, применение первых комплексов в 1973 году КМ-87 по пласту К8н и, чуть позже, «Донбасс» по пласту L1, ожидаемого результата не дали.
Когда шахтой начали руководить А.С.Бородин и Ю.Г.Матвеев. началось настоящее
техническое перевооружение. За основу были взяты механизированные комплексы нового уровня 1 МКМ и МК-75, которые были успешно внедрены для отработки пласта К8н. Особая роль в освоении этой техники пренадлежит Ю.Г.Матвееву, который уже имел большой опыт работы на механизированных комплексах. И он по 2-3 смены обучал ИТР и ГРОЗ добычных участков непосредственно на рабочих местах управлять ими.
Необходимо отдать должное и руководителям, которые, в этот период, были приглашены с других шахт «Лисичанскугля» и имели опыт работы в лавах, оборудованных механизироваными комплексами. Свой вклад в развитие шахты «Кременная» внесли начальники участков Лагошин и Данильченко.
При этом, кременские руководители быстро черпали опыт управления комплексами и затем успешно руководили участками, где они применялись. Вот они, те, кто большую часть жизни отдали служению горному делу на шахте «Кременная»: Н.Л.Чайка, И.П.Рубан, Н.И.Борисенко, В.И.Глушаков, А.С.Мягкий, В.А.Приходченко, Ю.И.Крюков, В.И.Понамарчук, Л.В.Яцинка, В.Н.Коломенский и другие.
В этот период успешно работают и проходчики, своевременно ведётся подготовка лав. А бригадой И.К.Бондаря было пройдено 500 метров пластового штрека за месяц, позже к этому показателю никто даже не приблизился.
Особая заслуга в этом трудовом рекорде принадлежит А.А.Гнелицкому, который был назначен начальником участка ПР в возрасте 27 лет и проработал на этой должности порядка 20 лет. Все это время шахта работала на уровне 1500-1800 тонн угля в сутки.
Но и на этом благополучном фоне, к сожалению, были допущены неправильные инженерные решения, укоротившие срок службы шахты «Кременная».
В первую очередь, это приостановка работ по пласту L1, которые были возобновлены в 1987 году и подготовлена 101 восточная лава пласта L1, а чуть позже — и 103 западная лава пласта L1, но запасы на этих лавах так и не были забраны до конца и разработка этого пласта снова была приостановлена.
Наличие на шахте шламоотстойников Обогатительной фабрики, в которых скопились огромные запасы штыба с зольностью порядка 50-52 процента, которые охотно принимали на теплоэлектростанциях. Началась усиленная их разработка.
Это привело к тому, что при благополучных показателях шахты, добыча непосредственно из участковых забоев съехала до 300 тонн в сутки.
Затопление горизонта 840 метров было связано с аварией, произошедшей на кабельной линии, подающей электроэнергию на водоотлив горизонта. А затем, когда електроэнергия была подана другим путём, оказалось, что ни одна насосная установка не работает. Так, к сожалению, работала служба «водоотлив» в тот период.
После затопления горизонта 840 метров, шахта уже не могла вернуться к работе по старой схеме, то есть к работе на пластах К8н и L1.
В этот период времени шахтой руководили Ю.Г.Матвеев (1986-1996 годы), В.И.Фастивец (1996-1997), М.В.Шередекин (1997-2000 годы).
В это время уже была сделана ставка на пласт М3. 70 процентов работ по подготовке горизонта 172 и 250 метров по этому пласту были выполнены ещё в советское время, но из-за отсутствия финансовых средств все было приостановлено.
В 1996 году народным депутатом Украины по Кременскому-Рубежанскому округу избирается Ю.Я.Йофе — шахтёр, долгое время проработавший директором шахты «Горская» и генеральным директором «Стахановуголь».
Юлий Яковлевич активно поддерживает идею о возобновлении работы по пласту М3 и основательно начинает помогать коллективу шахты: организовывает встречи с руководителями Министерства угольной промышленности Украины, «выбивает» средства на выплату зароботной платы (в то время, когда на других шахтах Лисичанска получали по 20-50 гривен, на «Кременной» выдавали 50 процентов месячной зарплаты), на приобретение необходимого оборудования (в частности, приобрели новый комбайн 1К101, маслостанцию, насосные установки и другое).
Все трудящиеся шахты, администрация района, весь город свято верили, что в ближайшее время шахта заработает. Но, к сожалению, добыча угля так и не началась.
В своей книге, повествующей о развитии угольной промышленности в Кременной, последний председатель шахтного комитета В.В.Черевань одной из причин закрытия шахты называет отсутствие леса. Но это не так. Потому, что в это время на шахте работала бригада, под руководством бывшего начальника участка В.Н.Михайлова, которая занималась заготовкой леса. Для крепления лав и других работ его было достаточно.
(Хотя, надо отдать должное Владимиру Викторовичу Череваню за то святое дело, которым он возобновляет в сердцах живущих и оставляет для будущих поколений историю угольной промышленности в городе Кременная).
Основной причиной закрытия шахты было то, что мы (на тот период на шахте оставалось всего 603 человека, из них только 71 ГРОЗ, что для работы лавы с использованием индивидуальной деревянной крепи явно не достаточно) не смогли покорить самый сложный пласт М3 западного Донбасса. Ко всему, его мощность в условиях Кременной составляла всего 0,8 метра. Свои фокусы М3 показывал уже при подготовке. Так, при прохождении квершлага на горизонте 250 метров, неожиданно в выработке произошёл завал, примерно в 150 метрах от груди забоя. В тупике осталось 12 человек, 1 проходчик оказался под завалом, которого горноспасатели достали на 2-е сутки. И только благодаря грамотным, умелым действиям директора шахты Ю.Г.Матвеева, который сразу поехал на место аварии, и начальника участка ПР-1 А.А.Гнелицкого, который оказался за завалом вместе со своими рабочими, примерно через 6 часов все выехали на гора. Разборка завала и восстановление выработки на протяженности около 20м продолжалась порядка 2-х месяцев.
Следующая неприятность произошла при прохождении конвейерного штрека 1-й западной лавы пласта М3, где на протяжении 10м перевалило штрек, поломало арочное крепление и начальнику участка ПР-2 В.Н.Михайлову лично пришлось руководить работами по выкладке костров высотой до 10 метров.
Но, самое главное началось чуть позже. Когда прошли первый разрез, непосредственная кровля обрушилась, со вторым разрезом произошло то же самое. При прохождении 3-го разреза приложили максимум усилий, приготовили его в два раза быстрее, смонтировали конвейер, комбайн 1К-101. Только проехали 40 метров лавы — всё «лягло», при этом едва не пострадали люди, в том числе начальник участка Л.В.Яцинко, чудом выскочивший из-под обрушивающейся кровли.
Прошли 4-й разрез, планировали работать широкозахватным комбайном «Донбасс», но разрез снова дал посадку. На этом терпение руководителей объединения «Лисичанскуголь», администрации Кременского района да и самих работников шахты, которые снова получали по 50 гривень в месяц, иссякло. И было принято решение о закрытии предприятия. Но, самая главная причина закрытия шахты — это требование Кабмина: шахты, добывающие меньше 500 тонн в сутки, подлежат закрытию! А шахта «Кременная», даже если бы ввели в эксплуатацию 1-ю западную лаву пласта М3, используя индивидуальную крепь, более 200 тонн в сутки не добывала бы.
Шахту «Кременная» часто на всех уровнях называли «колхозной», а её работников — «колхозниками». Но время доказало противоположное. Получив задолженность по зароботной плате, побывав на «бирже», бывшие трудящиеся «колхозной «Кременной» пошли работать на другие шахты «Лисичанскугля». И время показало, что не такие мы и «колхозники», потому что ни один из кременян не работал там ниже своей должности в Кременной.
Директор шахты Ю.Г.Матвеев (1986-1996 г.) возглавлял, в последствии, шахты имени Капустина, имени Мельникова, был техническим директором объединения«Лисичанскуголь».
Директор шахты М.В.Шередекин (1997-2000 г.) был главным инженером и директором шахты «Новодружеская», заместителем директора по производству и заместителем технического директора объединения «Лисичанскуголь».
Главный инженер, заместитель директора по производству И.В.Мазулин был заместителем директора по ОТ на шахте имени Капустина.
Заместитель директора по ОТ В.П.Зорик был и на шахте «Новодружеская» на этой же должности.
Начальник отдела кадров, начальник отдела труда и заработной платы Е.В.Кошак занимала эти должности и на шахте имени Капустина.
Участковый маркшейдер Н.Е.Бондарь был главным маркшейдером на шахте имени Капустина.
Участковый нормировщик М.А.Вялкина также работала на этой должности.
Ю.Довженко работал бригадиром проходчиков и на шахте «Привольнянская».
Начальники участков Л.В.Яцинко, А.С.Мягкий, Е.И.Рубан, Л.В.Косов, В.А.Филярский, С.И.Гладий, Ю.М.Нестеренко, М.В.Савченко, механики участков и служб В.И.Зеленский, Г.В.Борщов, А.В.Шевцов, В.И.Ткаченко, М.Я.Вочинский также работали не ниже своих должностей, занимаемых ими на шахте «Кременная». И ни у кого не возникало мысли обозвать их «колхозниками».
А когда на шахту «Новодружеская» В.В.Скляр привёл с собой проходческую бригаду в количестве 40 человек (а всего на этой шахте работало порядка 200 человек кременян), «новодружане» в шутку начали называть свою шахту «Новодружеско-Кременская».
Сегодня часто задают вопрос: возможно ли возобновить добычу угля в Кременском регионе? Конечно возможно, что и доказала частная компания ООО «Укркарбо», вложившая определённые средства в подготовку своей «копанки» и добилась суточной добычи в отдельные дни до 100 тонн, при этом численность коллектива — около 100 человек.
А вот шахты «Новодружеская», «Привольнянская», численность которых состовляет порядка 600 человек, сегодня добывают по 40-50 тонн в сутки. Но наша «копанка» в течении последних 2-х лет приостанавливает работы второй раз, отправляя своих рабочих на «биржу» на неопределённый срок. Причина — нет рынка сбыта, уголь горит на складах. Таких копанок в границах бывшей «Кременной» можно открыть 5-6. Но кто этим будет заниматься, когда уголь никому не нужен?
Сегодня активную позицию по возобновлению добычи угля на «Кременной» занимает народный депутат Украины 7-го созыва Владимир Алексеевич Струк. Сыну покойного отца-шахтёра Алексея Струка и матери – Заслуженного шахтера Украины Веры Струк, которая и сегодня празднует со всеми свой профессиональный праздник, не безразлична судьба шахтёрского края. Тем более, что он вырос в Кременной и уже 26 лет является собственником Кременского пивоваренного завода «Пинта». Возможно, именно Владимиру Струку удастся вдохнуть второе дыхание в возрождение добычи угля на Кременской земле.
В канун празднования Дня шахтёра необходимо почтить память тех людей, которые большую часть своей жизни посвятили угольной промышленности. Это директора «Кременной» П.С.Полторацкий, Г.С.Михайлов, В.Г.Черевань, В.С.Крылов, В.А.Шаповалов, которые внесли огромный вклад в развитие шахты. Это А.С.Бородин, который после пятилетнего директорства не пошёл работать на должности, которые ему предлагали в объединении, а остался работать на шахте «Кременная» горным мастером. Именно он возглавил работы по оснащению водоотливной канавки в выработках пл.М3 на гор.172, 250м и выполнил их так качественно, что технический директор В.И.Пророченко привозил главных инженеров всех шахт «Лисичанскугля», показывая, как нужно выполнять эти работы.
Вспомним добрым словом инженерно-технических работников, которые были на разных должностях: Н.И.Борисенка, В.К.Беленкова, А.Г.Белаша, А.В.Кушнаренка, В.П.Зорика, е.и.Медведева, И.К.Остапца, В.И.Титаренка, В.Н.Михайлова, Пылыпко, В.С.Копыльца, А.т.Лагошина, В.В.Кошака, П.В.Головченка, Ю.И.Крюкова, О.Бутенка, М.В.Савченка, В.А.Приходченка, Л.Л.Чайку, А.Г.Полтавца, Б.Ф.Ведерникова, С.А.Бондаря, Н.К.Назарька, А.А.Вялкина, В.Н.Коломенского, Г.М.Тихомирова, А.В.Бондарь, А.И.Усатого.
Светлая память осталась о Валентине Ивановиче Глушакове, который проработал более 20 лет начальником добычного участка, а, уходя на пенсию, был избран председателем шахтного комитета. На этой должности он, как и обещал, «спел свою лебединую песню», приложив все силы, знания, опыт руководителя при подготовке, изготовлении и установке памятника погибшим шахтёрам, равного которому нет во всей Украине.
Мы не должны забывать тех, кто непосредственно ковал успехи шахты «Кременная». А это, в первую очередь, бригадиры ГРОЗ и проходческих бригад: кавалер ордена Ленина А.А.Страшный, В.И.Касланов, В.Н.Гарьковец, А.П.Борейко, В.И.Богачёв, А.И.Афанасьев, В.Г.Бойченко, М.Ф.Курлищук, Н.К.Бондарь, А.И.Пикулин, И.Е.Загоруйко, Н.А.Кочетов, А.И.Козаков, Джангиров, а также рабочие ГРОЗ — Бондарев, Л.П.Кравчук, ГРП по ремонту — Копышта, Шевченко; работники механической службы А.С.Целуйко, А.Н.Хлопонин, Л.А.Дранёв, Н.И.Данилевич, Н.А.Левицкий.
С особой радостью поздравляем с наступающим праздником ныне здравствующих ИТР, рабочих и служащих шахты «Кременная»: бывших директоров А.Г.Шабрацкого, Ю.Г.Матвеева, М.В.Шередекина, В.И.Фастивца, а также П.П.Ювченка, Л.В.Дидыченка, И.П.Рубана, Л.В.Яцинку, А.С.Мягкого, А.А.Гнелицкого, С.И.Гладия, В.В.Старикова, В.И.Понамарчука, Л.В.Косова, Ю.В.Балыма, В.А.Филярского, Ю.Н.Нестеренка, В.М.Гараджу (лучший начальник участка конвейного транспорта Украины в 80-е годы), С.И.Шишлу, В.А.Лукашева, Г.И.Острышка, И.И.Корнюхина, Н.П.Гончар, Е.В.Кошак, В.А.Чайку, В.А.Новикова, А.Ф.Чмиля, А.Я.Лященка, Н.А.Кладка, А.М.Галия, Н.М.Савченка, А.Д.Лукашева, Г.Ф.Кияшка, Г.И.Борщова, А.В.Шевцова, В.В.Кошака, В.А.Максимчука, Н.Д.Панасенка, В.Б.Панкова, В.М.Беликова, В.И.Ткаченка, М.Я.Бочинского, С.А.Целуйка, В.Б.Михайличенка, И.С.Антонова, Н.И.Антонова, Н.Я.Лященка; бригадиров и звеньевых проходческих бригад: Л.П.Жадана, Ф.И.Козенятка, Н.И.Магдалова, В.В.Скляра, Г.И.Тризну, В.В.Костоглодова, Ю.Довженка, Е. В.Бубунца, Н.Кучеренка, В.Э.Лукошуса; работников вспомогательных участков Г.Н.Хуртина, Н.А.Голева, В.И.Зиляка, А.И.Тарасенка, В.Н.Горбуна, И.Н.Шульца, Ю.И.Слепкова, В.И.Голкова, Л.В.Карпенка, Я.И.Бочинского.
К сожалению, в рамках этой статьи невозможно вместить фамилии всех, кто этого заслужил. Ведь за весь период угледобычи на Кременских шахтах проработало более 10 тысяч человек. Поэтому, простите нас, авторов статьи, если кого-то не упомянули.
Всех живых и родственников тех шахтёров, которые ушли в мир иной, поздравляем с Днём Шахтёра, желаем мирного неба, благополучия, здоровья, счастья и удачи!
В.Подстепный, председатель совета,
М.Шередекин, член совета, по поручению Совета ветеранской шахтёрской организации Кременского района.