Судьбоносный август
В марте 1979 года первым секретарем Кременского районного комитета партии был избран, стоявший в резерве на эту должность, Николай Прокофьевич Чередниченко, председатель колхоза имени Коминтерна.
Ему необходима была достойная замена. Ведь подбору и расстановке кадров руководство области и нашего района уделяло серьезное внимание.
Притом, ставку делали на молодых, способных, квалифицированных специалистов, которые зарекомендовали себя.
В данном случае мнение руководства и желание простых людей совпало. Колхозники избрали на должность председателя самого достойного и подходящего — Василия Ивановича Тура, своего земляка, который вырос на глазах односельчан в талантливого, умного, делового руководителя.
Он родился 2 августа 1952 года, в семье Ивана Петровича и Анны Даниловны — истинных хлеборобов, которые навек приросли к земле, и сына с малых лет приучили к сельскому труду.
И мальчишеской мечтой Василия Тура стала кормилица-земля. Неудивительно, что после окончания восьмилетней школы он, 14-летним, без колебаний, уехал в Старобельск и подал заявление на агрономический факультет сельхозтехникума.
А в 1971 году, получив диплом агронома, приехал в родной колхоз «Коминтерн» применять полученные знания на своей земле.
Правление хозяйства, испытывая молодого специалиста на прочность, «доверило» ему не должность агронома, а старенький трактор МТЗ-50 в нерабочем состоянии. Василий по 10 часов ежедневно возился около трактора и отремонтировал его. Тракторист быстро освоил все приемы обработки земли (вспашку, культивацию, посев) и делом доказал свое умение.
Но дальнейший карьерный рост был приостановлен…службой в рядах Советской Армии. Трактористу пришлось отдавать интернациональный долг в республике Куба.
Только через два года, возвратившись с армии, Василий Тур получил должность бригадира комплексной бригады №1.
Произошло в его жизни и другое судьбоносное событие: в августе состоялась свадьба, к которой Василий и Клавдия шли долгих 5 лет.
Впервые они встретились, когда Клавдия приехала в колхоз на практику. Она — рослая, очаровательная, статная, с приветливым русским лицом. Он — красивый парень, косая сажень в плечах, скромный, умный.
Это была их первая, пламенная, и, вдобавок, платоническая любовь. Практика закончилась и оба уехали на учебу.
После окончания техникума Клава приехала работать в соседний колхоз «Украина». И надо же такому случиться, Васю в этот день проводили служить в Армию! И она терпеливо ждала его возвращения.
Лишь в августе 1975 года сыграли свадьбу.
Клавдия Михайловна с 1976 года — главный ветврач колхоза имени Коминтерна. Работа сложная, сутками на фермах. Но это не омрачало отношений в семье. У них родилось аж трое сыновей. Дети росли одаренными,
Все, в последствии, стали хорошими специалистами. Старший, Юрий, закончил медицинский институт, живет в Северодонецке, работает стоматологом. Александр, закончив Харьковскую юридическую академию, основал свою юридическую контору. И лишь младший, Игорь, пошел по стопам отца. Закончил Луганский сельскохозяйственный институт, по специальности ученый-агроном и сейчас возглавляет фермерское хозяйство. Но до этого утекло слишком много воды в реке.
…Молодой агроном Василий Тур буквально за два года показал, что он способен на многое. И его избрали секретарем партийной организации хозяйства.
Председатель колхоза Николай Чередниченко и секретарь парторганизации Василий Тур работали слаженно, дополняя друг друга. У колхозников выросла заработная плата, улучшились условия их жизни.
Полученный опыт, доброта и справедливость Тура принесли ему уважение односельчан. Поэтому они и избрали его председателем колхоза. Стать первым руководителем в 27 лет — это не только доверие людей, но и большая ответственность. Он собрал вокруг себя способные молодые кадры. Главным агрономом «переманил» к себе Владимира Васильевича Подколзина, которого направляли в другое хозяйство.
Чуть раньше прибыл с института и начал работать главным экономистом хозяйства Виктор Степанович Черный.
Эта команда успешно работала над снижением себестоимость продукции и рентабельностью производства. Развитие хозяйства, в особенности животноводства, улучшения условий труда колхозникам требовало ввода новых производственных мощностей и объектов социального назначения. Тур понимал, что надо многое строить, расширять. И он в действительности стал настоящим строителем. Начал со строительства внутрихозяйственных автодорог. И помог этому случай.
Секретарь райкома партии Анатолий Тимофеевич Скрипник сопровождал секретаря обкома партии по селу Романенко Леонида Васильевича Романенка в Старобельск.
Первое хозяйство на их пути из Северодонецка – колхоз имени Коминтерна. Романенко предлагает Скрипнику заехать и посмотреть ферму. Был ноябре, началась зимовка.
Перед этим прошли сильные дожди, а подъездная дорога к ферме N2 была грунтовая, раскисла, лужи стояли необъятные. На «Волге» доехать до фермы было сложно. Романенко «влил» нашему секретарю за дорогу, что эхом отозвалось и Туру, потому что Чередниченко болел, а затем перешел работать в район.
С Василием Ивановичем мы уже были знакомы. Он просит ОКС срочно построить автодорогу к МТФ №2.
Мы обследуем площадку, находим вариант ее прохождения, заказываем проект, включаем ее в план строительства «Агродорстрою» и в 1979 году она была выполнена за счет выделенных колхозу кредитов.
Подъехать к конторе колхоза так же было невозможно. Длинна дороги от трассы Северодонецк – Ново-Астрахань составляла 2,7 км. Причем, необходимо было выполнить большой объем земляных работ, возвести два моста через реку Боровая, один из которых 35 м длиной. Часть земляного полотна нужно было проложить по болоту.
Районом такой объем мы не смогли осилить, да и финансирования ни в районе, ни у колхоза не было.
Тур знакомится с руководством треста «Северодонецкхимстрой» Иван Ивановичем Глушенком, который вел строительство и реконструкцию химкомбината и приборостроительного завода и имел большие прибыли.
Молодой да ранний Тур решил заключить со строителями «бартерный симбиоз». Он приглашает Глушенко и других важных особ в колхоз для основательного «знакомства».
Поляна в лесу была выбрана в красивом месте. Горячительными напитками и щедрой закусью с крольчатиной, курятиной и прочей снедью дело не закончилось: председатель положил каждому в машину подарок. За этим застольем договорились построить автодорогу с мостом к центру села.
Надо заметить, что желания с обеих сторон совпали. За неделю до этой встречи к председателю колхоза нанес визит начальник планового отдела строительного комбината Павел Иванович Миронцов с просьбой выделить 30 гектар земли под строительство дач в хуторе Замуловка, который принадлежал колхозу.
Тур дал предварительное согласие, а теперь, этой встречей, союз по строительству дороги был основательно закреплен.
Договоренность была достигнута, но проектная документация отсутствовала. Тур просит помощи по изготовлению проекта у районного отдела строительства. У меня, как начальника, с институтом «Ворошиловградколхозпроект» были деловые связи. Главный инженер проекта Николай Александрович Звездов приезжает для обследования трассы автодороги, его тоже «тепло» принимают и «провожают».
Для ускорения проекта колхоз отправляет проектировщикам в Луганск 15 елей. Лучшего подарка к Новому году и придумать нельзя, это подействовало молниеносно. Звездов прислал геодезистов, по снегу сделали съемку трассы и через четыре месяца выдали проект и смету в полном объеме.
Проект был в асфальте. Когда Тур передал его строителям Северодонецка, то они приняли решение переделать дорогу в бетоне.
Стоимость строительства автодороги в 2700 метров, площадь покрытия — 14000 квадратных метров составила 400 тысяч рублей, что в современных ценах равно 20 миллионам. Колхозу стройка обошлась бесплатно.
Смычка села и города продолжалась. Председатель колхоза Тур В.И. уже знакомится с большими руководителями города: начальником комбината «Ворошиловградхимстрой» В.В.Панаитом, директором Северодонецкого объединения «Азот» Б.Н.Лищиной, секретарем горкома партии О.А.Миславским, руководителями строительных и других организаций.
Северодонецк называют в народе «3-ей бригадой» колхоза «Коминтерн», потому чтор Тур решает там практически любые вопросы.
Автору этих строк необходимо было лететь в Киев, в Министерство сельского хозяйства. Билетов с Северодонецка до Киева нет. Достаточно было одного звонка Тура директору аэропорта — тот лично сажает меня в самолет, и я бесплатно лечу в Киев.
Сотрудничество между предприятиями Северодонецка и колхозом углублялись.
К осени в садах созревало огромное количество яблок, на огородничестве — весь ассортимент овощей, а на бахче — необыкновенно сладкие арбузы, которых колхоз выращивал до 1000 тонн.
Колхоз завозил коллективам строителей и химиков плоды, овощи, арбузы по 5-10 копеек за килограмм, а яблоки – нередко и бесплатно. Все это окупалось сторицей. Северодончане построили, в счет бартера, подъездную дорогу по селу, к машинному двору, площадки для техники на машинном дворе.
За средства колхоза построили на МТФ №2 дом для животноводов, самый лучший в районе. В этом здании были предусмотрены душевые кабины, комнаты для отдыха, лечения, профилакторий. Вот так тогда заботились о трудовом народе.
Силами района было спроектировано и построено родильное отделение для коров на 108 голов, склад минеральных удобрений на 1000 тонн, благоустроена МТФ №2. Для хранения кормов шефами строятся сенохранилище на 1000 тонн, свеклохранилище на 2000 тонн.
На введенных мощностях увеличилось производство продукции растениеводства и животноводства, выросла экономика. Механизаторы, доярки начали получать хорошую зарплату. С городов целые семьи ехали в село Боровеньки. За 1980-1986 годы приехало двадцать семей. Для них колхоз построил 19 домов для переселенцев. Эти дома сегодня украшают улицу Подборную. Увеличилась в селе рождаемость. Население Боровенек составляло 1000 человек, из них — 400 колхозников. А детей и молодежи насчитывалось160 человек. Встал вопрос о строительстве школы. Отдел строительства, совместно с институтом Луганскпроект, разрабатывает новейший тип школы в двухэтажном исполнении на 192 учащихся. Проект прошел экспертизу и был утвержден. К зданию школы примыкал спортзал. Определили подрядную организацию, но основным «прорабом» стройки был Тур. Он дневал и ночевал на этом важном объекте, всячески помогал строителям, кормил их, выделял транспорт для перевозки стройматериалов. Приобрел для новой школы оборудование для химического, физического и трудового классов.
И момент этот настал. Всего за семь месяцев школа была построена. В сентябре 1981 года школа приняла 167 учащихся. Сегодня их, к сожалению, всего 30 человек. А население села уменьшилось на одну треть и составляет около 700 человек.
В 1989 году, по состоянию здоровья, Тур уходит с поста председателя. Но, как человек неординарный и ищущий, в союзе со специалистами Северодонецкого химкомбината, создает в Боровеньках малое предприятие «Политекс» по производству обоев и переработке полиэтилена.
Здесь выпускались обои десяти расцветок, которые пользовались необычайным спросом во многих областях Украины.
Бумагу получали с Красноярска вагонами, причем очень хорошего качества. «Политекс» специализировался и по переработке вторичного полиэтилена. Для этого был приобретен и смонтирован пресс-экструдер. Через него выпускали банки емкостью 0,5 и 1 литр для клея ПВА и пробки для Артемовского завода шампанских вин.
Через семь лет, в 1996 году, колхозники вновь избирают Тура председателем.
А в 1997 году в сельском хозяйстве при «помощи» руководства страны начались реформы. В результате этих преобразований хозяйство имени Коминтерна реструктуризировали в агрофирму «Сосновый бор».
Эпоха демократии сделала свое дело, члены кооператива уже не те, что были колхозники. Они теперь полные «хозяева» и сами управляют всем.
В 2007 году «Сосновый бор» прекратил свое существование.
Тур создает фермерское хозяйство «Дубрава» и вместе с сыном Игорем – главной и основной опорой — работает на родной Боровенской земле, производя сельхозпродукцию. Здесь снова пригодились его организаторские способности. Земли в селе Боровеньки – наихудшие в районе, Тур сразу начинает заботиться об их плодородии.
Он ежегодно приобретает на Северодонецком химкомбинате комплексные минеральные удобрения.
За счет их применения, передовой агротехники и качества работ на севе, уходе, уборке, получает хорошие результаты.
СООО «Дубрава», созданная огромным трудом, способностями и опытом Василия Ивановича, работает стабильно, получает неплохие урожаи на мало плодородных землях.
Начав с 50 Василий Иванович расширил его до 500 гектаров.
К людям у Василия Ивановича — самое хорошее и доброе отношение, он достойно платит им за паи.
Ежегодно оказывает помощь в ремонте школы, сделал заново канализацию.
Он помогает труженикам предприятия, пенсионерам села в приобретении и завозе топлива, в лечении людей.
Тур — это мужик, человек души, порядочности, доброты, неисчерпаемого уважения к людям.
15 августа Василия Ивановича не стало, трагически погиб в автокатастрофе.
Но то, что он сделал для родного села, для его людей, для района будут еще долго вспоминать, кто знал его, кто с ним работал, кто шёл по жизни с этим толковым и незаурядным человеком.
Спасибо тебе, Василий Иванович, за всё. Пусть пухом будет тебе земля!
Автор: Николай Иванищев